Эмоциональное развитие ребёнка
21.04.2022
Отношения
человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях,
но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм отражения сознанием
реального мира. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое
общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны,
во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять
своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом
в становлении личности растущего человека.
Формирование эмоций человека –
важнейшее условие развития его как личности.
Чрезвычайное разнообразие эмоций человека объясняется сложностью отношений
между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и
деятельностью, направленной на их достижение. К классу эмоций относятся:
настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые
"чистые" эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния
человека.
Эмоции играют важную роль в жизни
ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. У
дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его
переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию
других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка
существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость от того, что
получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот
результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить
положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются
окружающие его поступку.
В дошкольном возрасте эмоциональный мир
ребенка богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (радости, страха) он
переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, ревнует и грустит.
Так же усваивается язык таких чувств, как выражение оттенков переживаний при помощи
взглядов, жестов, улыбок, движений, интонаций голоса.
Именно в дошкольном возрасте
ребенок осваивает высшие формы экспрессии - выражение чувств, с помощью
интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого
человека, «открыть» их для себя.
Вся жизнь ребенка раннего и
дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он
еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем
взрослые. Их легко развеселить, но еще легче расстроить, обидеть, так как дети
почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны
пережить целую гамму чувств и волнений за короткий промежуток времени. Эмоции
ребенка во многом зависят от взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
В целом дети относятся к жизненным
ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение. Обычно
эмоции дошкольников сопровождаются выразительными движениями: мимикой,
голосовыми реакциями. Выразительные движения являются одним из средств общения.
Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов,
наибольшей степенью с речью.
Одним из важнейших компонентов
нравственного развития является развитие эмпатии как способности человека к
сочувствию другим людям и сопереживанию с ними к пониманию их состояний.
Изучение эмоций ребенка играет большую роль в выявлении причин поведения,
позволяет определить его отношение к миру.
Эмоционально-положительное
содержательное отношение с окружающими людьми является важнейшим условием полноценного
развития ребенка.
Перед
взрослыми стоят следующие задачи:
ü Развивать
доброжелательное отношение детей к близким людям: любовь к родителям,
привязанность и доверие к воспитателю, симпатию к сверстникам.
ü Пробуждать
эмоциональную отзывчивость детей на состояние близких людей, сверстников и
желание помочь – пожалеть, утешить, сказать ласковое слово.
ü Помогать
детям осваивать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в
повседневном общении и бытовой деятельности.
ü Постепенно
приучать детей к выполнению правил культуры поведения.
ü Развивать
умение передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать
настроению сверстников в общих делах, совместных праздниках.
ü Обогащать
представление детей о людях, об их эмоциональных состояниях, о добрых и
гуманных поступках людей, о семье и родственных отношениях.
Для воспитания любого навыка или положительной формы
поведения надо как можно чаще упражнять ребенка в положительных поступках.
Нельзя допускать накопления отрицательных эмоций вокруг того, к чему мы хотим приобщить,
научить ребенка.
"Ничего не умеешь делать, неумейка!". |
Неуверенность
в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического
развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению. |
"Попробуй
ещё, у тебя обязательно получится!". |
"Не
кричи так, оглохнешь!" |
Скрытая
агрессивность, повышенное психоэмоциональное
напряжение,
болезни горла и ушей, конфликтность. |
|
"Неряха, грязнуля!". |
Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к
себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей. |
"Как
приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!" |
"Противная
девчонка, все они капризули!" (мальчику
о девочке). "Негодник, все мальчики забияки и
драчуны!" (девочке о мальчике). |
|
"Все
люди равны, но в то же время ни один не похож на другого". |
"Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к
другому ребёнку!". |
Чувство
вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества,
нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя
или "уход" от родителей. |
"Я
никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!". |
"Жизнь очень трудна: вырастешь -
узнаешь…!" |
Недоверчивость,
трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия,
подозрительность, пессимизм. |
"Жизнь
интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!". |
"Не
ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-олстая!". |
Самоограничение,
низкая самооценка, неприятие себя. |
"Давай немного оставим папе (маме)
ит.д." |
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.04.2022
Дата обновления: 21.04.2022
Дата публикации: 21.04.2022